Что такое horeca

Индустрия гостинично-ресторанного бизнеса находиться в пятерке самых рискованных сфер бизнеса. В данной статье мы рассмотрим канал сбыта в сфере продаж и обслуживания клиентов – HoReCa. Начнем с определений.

Происхождение термина HoReCa

Данный термин произошел от сокращенных определений слов: Hotel (Ho) — отель, Restaurant (Re) — ресторан, Cafe (Ca) — Café или Catering или Casino (кафе, кайтеринг, казино). Отличительной особенностью данной сферы, является – продажа товара, который потребляется (готов к употреблению) непосредственно в месте продажи. Это есть самое главное отличие Хорека от ритейла. Что такое ритейл, читайте здесь.

У термина Хорека есть еще несколько названий, например: on-trade (без упаковки, открытый, готовый к употреблению) или Foodservice или сфера гостеприимства. В советское время все это называли – сфера общепита, а в отечественном пространстве сегодня, бытуют и такие названия как: КаБаРе (кафе, бар, ресторан) и ГРБ (гостинично-ресторанный бизнес).

В ритейле, канал сбыта называют наоборот off-trade (продажа в упаковке конечному потребителю). Такие товары можно увидеть в любом супермаркете. Их покупают в упаковке самостоятельно и для конечного употребления. Однако, если запакованный сок будет продан в ресторан, разлит по стаканам и продан с наценкой посетителю, то сок станет продуктом реализованным в канале сбыта HoReCa. В супермаркете, тот же сок, который приобретет конечный потребитель для себя, уже будет считаться товаром, реализованным в розничном ритейле.

Специфика сферы продаж Хорека

Канал сбыта HoReCa можно смело назвать направлением B2B  продаж, один бизнес продает товары для другого бизнеса, только зачастую в меньшем объеме. БиТуБи больше ассоциируется с оптом, а HoReCa, как вы уже поняли — это совсем другое.

  • Пример: средний супермаркет закупает раз в месяц от 1000 бутылок вина, а средний ресторан или кафе от 20 до 100 бутылок в месяц, но разница не только в этом.
  • Еще пример. Поставщик продает мясо в ресторан, затем из него делают стейк и красиво подают посетителю. К мясу предлагают красное вино, соусы, играет живая музыка, официант внимательно слушает пожелания клиента и с улыбкой их выполняет. Как вы уже поняли, клиент платит не только за стейк! Согласитесь, не спроста Хорека занимает свою отдельную нишу в бизнесе и выделена как отдельный канал сбыта.

Заметьте, между продавцом и конечным потребителем всегда присутствует промежуточное звено: гостиница, кафе, ночной клуб и т.д. В этом вся суть HoReCa – обернуть продукт в оболочку сервиса и гостеприимства.

Клиенту всегда продают готовый к употреблению продукт, без упаковки, зачастую без бренда (или уже под брендом заведения) и по особой цене. Чем больше промежуточных стадий проходит продукт перед продажей конечному клиенту, тем он дороже ему обходится. Поэтому рестораторы стараются заказывать уже обработанный продукт, например: картошка, которая порезана в соломку, мясо расфасовано для стейков и т.д. Это помогает сократить время и трудозатраты, что значительно снижает стоимость готового продукта и конкурентоспособность заведения.

Товары сферы HoReCa

Многие считают, что к Хорека относятся только продукты питания и напитки, но это не так. К данной группе товаров еще относятся:

  1. Посуда, оборудование и аксессуары для кафе.
  2. Уборочная продукция для гостиниц и общепита.
  3. Аксессуары для кейтеринга (выездных мероприятий). Термоконтейнеры, мусорные баки, витрины, фуршетные базы, освещение и др.
  4. Ну и конечно продукты питания (полуфабрикаты, снеки), напитки (алкогольные и безалкогольные), сигареты.

Как вы видите, каталог продукции может содержать в себе тысячи единиц товаров, которые представляют отдельные торговые бренды, которых тоже немало.

Для некоторых товаров, таких как элитный алкоголь, точки продаж HoReCa является намного предпочтительнее, чем розничная торговля (супермаркеты и магазины), так как гостиницы, отели и рестораны успешнее продают их дорогую продукцию.

Продажа снековой продукции (батончики, сухарики, чипсы, орешки) также плотно заняли свою нишу в Хорека, так как этот продукт не требует доработки и готов к употреблению сразу, с наценкой заведения, что делает его очень привлекательным. Именно поэтому на баре практически любого ресторана можно увидеть стойку с шоколадными батончиками Mars, Snickers, Twix, Bounty, M&M’s и другую снековую продукцию мировых брендов.

Клиенты сегмента продаж HoReCa

Клиенты, а также точки продаж канала Хорека:

  • Гостиницы, отели, гостевые дома, базы отдыха, кинотеатры.
  • Дискотеки, ночные клубы, казино.
  • Рестораны, кафе, бары, пабы, бистро.
  • Организаторы шоу, выездных и сезонных мероприятий.

Каждый клиент HoReCa имеет свою специфику, свои требования, свои нюансы. Но всех их интересует одно и то же:

  • Качество продукта и его постоянство. Если ресторан заключает договор эксклюзива на поставку вина, то он должен быть уверен, что через год это вино будет иметь такие же продуктовые свойства, как и годом ранее.
  • Стоимость продукта. Клиенты Хорека не хотят переплачивать за упаковку, усушку, ужарку, лед и т.д., поэтому, чем ниже будет для них заходная стоимость, тем привлекательнее будет этот продукт.
  • Стабильность поставок. Не должно быть перебоев с поставками, иначе могут возникнуть проблемы с бизнесом. Представьте себе, оставить кафе, без хлеба или мяса. Если клиент будет видеть, что многих позиций из меню нет в наличии, он останется недовольным и скорее всего, навсегда поменяет место обеда.
  • Удобство коммуникации с поставщиком продукции. Все вопросы должны решаться легко и быстро. Если кафе решило сменить меню или понадобилось внести изменения в ассортимент или объем закупок, клиент (кафе, ресторан) не должен ждать неделями решение проблемы. Именно это является причиной смены продавца Хорека.

Перспективы сферы продаж HoReCa

Если вы живете в городе, вы наверняка заметили тенденцию увеличения количества различных заведений для отдыха. Ночных клубов, ресторанов, кафе становиться все больше и больше. С развитием сферы гостеприимства увеличивается и рынок сбыта для продукции HoReCa. С каждым днем растут  потребности конечных потребителей, что создает благоприятную среду для увеличения ассортимента товаров данного сегмента.

Но есть и проблемы:

  • Самой главной является – конкуренция. Тот, кто предложит лучшую цену, тот и получит контракт на поставку, а может даже эксклюзивный договор сотрудничества. Так как снижать цену на свой товар постоянно невозможно, в погоне за клиентом, (хорьки) менеджеры по продажам продукции Хорека, готовы даже предоставить бесплатное оборудование, лишь бы заполучить контракт на сотрудничество.
  • Существует также проблема качества товара. Найти действительно качественный товар сегмента Хорека – это целая проблема, так как цена за качественный товар, порой не приемлема для заказчиков, поэтому в игре остаются продавцы товара среднего качества по оптимальной цене. Именно качество – играет огромную роль в сфере Хорека.
  • Колебание курса валют, сильно отражаются на стоимости продукта HoReCa, что не может не отражаться на ценах в меню ресторана или стоимости номера в отеле. Это негативно влияет не только на удовлетворенность конечных потребителей, но и на доходность предприятия (кафе, отеля, ресторана и др.)
  • Быстрые изменения тенденций моды в гостинично-ресторанной индустрии. Меняется все: кухня, дизайн номеров в отелях, стиль отдыха. Все это влияет на спрос в сфере HoReCa. Нужно чувствовать эти изменения и поддерживать актуальность своего коммерческого предложения постоянно.,

Каким должен быть торговый представитель HoReCa?

Как и в любой сфере продаж Хорека требует от кандидата главное – умение продавать! Если подробнее, то торговый представитель должен быть:

  • Дисциплинирован.
  • Ориентирован на результат.
  • Коммуникабелен.
  • Командным игроком.
  • Владеть поставленной речью и презентабельным внешним видом.

В обязанности сотрудника компании HoReCa входит:

  • Поиск новых клиентов на обозначенной территории.
  • Увеличение продаж и удержание существующих клиентов.
  • Ведение переговоров с администраторами, директорами, собственниками гостинично-ресторанного бизнеса.
  • Ведение клиентской базы в CRM.
  • Контроль оплат заказов и дебиторской задолженности.

Вывод

Как вы уже поняли, сфера продаж HoReCa обширна и интересна. Если вы ищите себе работу в офисе сидя за компьютером – эта работа точно не для вас! Нужно будет объезжать торговые точки, предлагать свою продукцию, работать с возражениями, делать презентации, много общаться.

Если у вас есть опыт работы в сфере HoReCa, напишите об этом в комментариях. Нам важен отзыв эксперта!

2 комментария для “Понятие HoReCa в торговле”
  1. Сфера HoReCa стремительно развивается, и я не совсем согласна с автором, что конкуренция вынуждает снижать цену. Конкуренция действительно очень большая, но она вынуждает предоставлять услуги более высокого качества, поэтому действительно качественный товар не может быть дешевым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *