профессиональное выгорание

Синдром профессионального выгорания сотрудников — это самая распространенная проблема всех плохих работодателей. Каждая третья компания закрывается именно из-за того что собственник не способен понять значимость своих сотрудников и их роль в компании. Отношение к людям как к топливу, приводит к снижению абсолютно всех показателей в бизнесе: от качества обслуживания клиентов до нарушений производственных процессов.

О синдроме «выгорания» сотрудников

«Потухшие» работники выглядят уставшими и демотивированными, они озлоблены и невнимательны к клиентам, и рабочим процессам. Система кнута без пряника, перестала работать еще 1801 году, когда было отменено рабство, но жадность собственников малых и средних компаний, а так же отсутствие стратегического мышления, заставляет вскоре свернуть свою «лавочку», благодаря матерым и дальновидным конкурентам.

Многие из вас не раз наблюдали начало работы новых сотрудников — свежие, инициативные с горящими глазами новички, рвут и мечут все вокруг от желания ворваться в бой и начать поскорее работать. Но спустя 6-12 месяцев, все замечают явный спад активности новобранцев — на смену искорки в глазах приходит удрученность и усталость на лицах, а это первые признаки психологического выгорания. Компании, которые не уделяют внимание своим сотрудникам имеют дело с данной проблемой чаще, чем те которые мониторят и анализируют первые признаки апатии в отделах.

Признаки профессионального выгорания сотрудников

Давайте разберемся с признаками и причинами профессионального выгорания сотрудников. Как проявляется данный синдром:

  • усталость на лице и в голосе;
  • раздраженность, несдержанность, критичность;
  • негативизм в общении с коллективом;
  • апатия к работе;
  • озлобленность на клиентов и руководство;
  • невнимательность и безразличие.

Признаки профессионального выгорания сотрудниковКак вы понимаете, чтобы довести работника до такого состояния, нужны серьезные основания, и поверьте они есть. Для того чтобы лучше понять динамику развития симптома выгорания, представьте себе обычный резиновый воздушный шарик, который постепенно надувают. Рано или поздно он конечно же взорвется от избытка давления. Так и в каждом человеке есть свой запас давления, как и в шарике, которое он может выдержать.

В основном профессиональному выгоранию подвержены работники социальных профессий, особенно истощает работа людьми, но бывают исключения и в технических профессиях. Первые кто подвержен данному синдрому — это порядочные и ответственные люди. Они переживают и беспокоятся не за свое состояние души и здоровье, а за то как качественно он сделал свою работу, что и приводит к быстрому и болезненному выгоранию. Что же создает такое давление на сотрудника?

Причины профессионального выгорания

  • Главный фактор — это отсутствие отдыха. «Пусть работают без выходных, а кого не устраивает — до свиданья!» — знакомая фраза? Мало выходных и отсутствие необходимого для восстановления отпуска, приводит к умственному и эмоциональному истощению. «День сурка», который продолжается годами, меняет в человеке не только отношение к своей работе, но и отношение ко всему окружающему миру в худшую сторону. Руководители, которые не верят в синдром профессионального выгорания, всегда будут иметь проблемы с кадрами, выполнением планов, качеством обслуживания клиентов и обстановкой в коллективе;
  • Отсутствие карьерного роста. Когда человек несколько лет не продвигается в должности он начинает уставать от однообразия и рутины — это является одной из самых распространенных причин психологического выгорания. Не смотря на симпатии и антипатии руководства, каждый сотрудник должен понимать четкие этапы карьерного роста и иметь шанс реализовать себя как профессионал.

Когда человек на своем месте — это огромная находка для компании, а когда руководитель прикрывается удобными но некомпетентными людьми — страдает вся компания и ее клиенты. Продвижение сотрудников по вертикали или горизонтали является важной составляющей в профессиональном развитии персонала и отличной профилактикой от выгорания ценных работников;

  • Чрезмерная нагрузка на сотрудников. Каждый день работая за двоих, работник понимает, что так дальше продолжаться не может и как следствие мысли его будут направлены на поиск новой работы. Результатом такого состояния будет — снижение продуктивности, ошибки и затем неизбежное увольнение;
  • Стрессы в работе сильно истощают человека. Скандалы в коллективе, конфликты с клиентами и руководством приводят к эмоциональному выгоранию сотрудника и как следствие к полному отторжению от работы, мало того это еще и заражает обстановку вокруг;
  • Регулярное ухудшение условий труда. Когда работы становиться больше, выходных меньше, а заработная плата не меняется или что еще хуже становится меньше, возникает избыточное напряжение на предприятии и как следствие тотальное выгорание сотрудников. Это самая распространенная причина текучести кадров и первый сигнал о разрушении компании;
  • Профессиональное непризнание очень часто является причиной психологического истощения сотрудника. Бывает так, что человек имеет знания и опыт руководителя, но при этом занимает низшую должность на фирме. Не важно по чьей вине это произошло, задачей менеджера по персоналу является увидеть этот потенциал и использовать его в целях предприятия;
  • Если руководство и сотрудники компании идут разными дорогами — это первый показатель отсутствия обмена информацией между верхами и низами. Отсутствие собраний, личных встреч руководителя с сотрудниками, корпоративных встреч, приводит к непониманию целей копании, негодованию всего коллектива, заговорам и сплетням, открытым протестам и как следствию разрушению бизнеса изнутри.

Как бороться с эмоциональным выгоранием?

Как бороться с эмоциональным выгораниемНе каждый может абстрагироваться от рабочих проблем переступая порог офиса. Устойчивость к стрессам и толстый психологический броне-щит есть только у людей без комплексов и с высокой самооценкой, что является редкостью. Всем остальным нужно учиться контролировать свои эмоциональные вспышки, которые сжигают нас изнутри.

Отличным способом снять напряжение, является занятия спортом, прогулки на природе, творчество, спа-процедуры, чтение, йога и медитация. Алкоголь, кофе, ночные клубы, просмотр фильмов, компьютерные игры — не разгружают психику, а только угнетают ее, делая вас более уязвимыми на следующий день. Умейте принимать реальность без конвульсий и криков, они никогда никому не помогали.

Отлично помогают бороться с эмоциональным выгоранием, тренинги личностного роста. Они помогают расширить взгляд на мир и на происходящее в нем, помогают переосмыслить ценности, изменить отношение к негативу и расставить приоритеты в своей жизни.

Резюме

Помните, компании процветают не благодаря деньгам, а благодаря людям, их идеям, их упорству и желанию работать. Создавая условия в которых происходит выгорание сотрудников, компании становятся уязвимыми для конкурентов.

Вы замечали, что некоторые люди готовы жертвовать высокой оплатой труда взамен на положительную атмосферу на другой работе? Это происходит, потому что человек начинает переживать за свое эмоциональное состояние, и тогда деньги уходят на второй план. Синдром профессионального выгорания распространен по всему миру, но только в тех компаниях, которые не уделяют внимание профилактике и выявлению данной проблемы.

А у вас, в жизни, были похожие этапы? Поделитесь своей историей в комментариях!

6 комментариев для “Синдром профессионального выгорания. Причины и как бороться?”
  1. Считаю главной причиной негативных явлений в работе любой фирмы некомпетентное руководство. Очень часто магазины открывают люди, не имеющие понятия о принципах торговли, просто у них много денег. Сотрудников нанимают с улицы, забота о коллективе для них пустой звук. Как в старом анекдоте, своих отмывать не будем, новых нарожаем. Как следствие, текучка, конфликты, снижение прибыли и закрытие. Самое интересное, разорившись, они винят кого угодно, но только не себя. Жалко, что деньги иногда находятся не в тех руках.

  2. Александр, некомпетентное руководство, конечно, беда, но, во-первых, у каждой палки есть два конца, и надо представлять себя и на месте руководителя. Во-вторых, надо делать поправку на время и условия, в которых мы живем. У нас, например, было суперкомпетентное руководство — РR,HR,МВА,тренинги,тимбилдинг и все такое прочее. Но в целях «оптимизации» и «аутсорсинга» штат сократили в 4 раза. Причем все делалось поэтапно, каждые 3 месяца. Вот тут-то про выгорание и стрессовые состояния сотрудников можно было диссертации писать.

  3. Всем добрый день
    Опыт работы в двух иностранных компаниях с разницей в 15 лет. Одинаковый сценарий развития событий. Все работает идеально. Приходит новый руководитель. Начинает вводить новые порядки. Это пережить можно. Но ужасно раздражает в обоих случаях компетентные сотрудники, которые отлично знают продукт и отлично ладят с клиентами. Думаете нельзя сломать? Оказалось можно в обоих случаях. Печально. Что новые руководители меняют команды профессионалов, как это писали в комментарии выше на удобных им людей. Смысл вышесказанного, приходят люди не дело делать а делать свои карьеры. И вот финал, карьеры делать негде, фирма развалилась. Нужно все таки любить искусство в себе, а не себя в искусстве 🙁

    1. Галина, добрый день! Очень понятна ваша позиция и взгляд на проблему. Главное вовремя понять, что чем больше таких людей «не профессионалов», тем сильнее им нужны профессионалы, для отчетов и показателей конечно (результатов). В результате есть две категории работников-фронтовиков: те кто всегда молчат и обижаются и те, кто постоянно напоминает о своей значимости, пользе для фирмы и своей незаменимости. Это такие «рисовщики», которые плотно цепляют на крючок управленцев «не профессионалов». Они одновременно терпят тупость руководства и могут вовремя прокричать о своих качествах и пользе компании.

      Это идеальная модель существования и личного развития в современных компаниях, так как именно она сулит вам симпатию руководства и высокую ЗП. Не приятно такое слышать? Не можете принять такую позицию? А зря, ведь именно так: «клин-клином вышибают». Они манипулируют вами, а вы ими. А если вы хотите, чтобы все честно и по вселенской справедливости, попробуйте открыть свой бизнес. Там абсолютно все будет зависеть от вашей внимательности и ваших решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *