Холодные звонки — самая популярная техника продаж товаров и услуг по телефону. Это костяк активных продаж как в сфере B2B, так и в B2C, и с ростом рынка данная техника продаж стала очень актуальной и чуть ли не единственной по-настоящему работающей. По этой теме написано очень много книг, а интернет просто переполнен различными советами и примерами холодных звонков, но качество информации очень низкое. Это объясняется тем, что искусство холодного звонка оттачивается долгой и тяжелой практикой, а чужие шаблоны не начнут продавать сами собой пока вы не поработаете сами над качеством своих обзвонов.
Что значит — холодные звонки?
Холодные звонки — это непростой процесс коммуникации продавца с потенциальным клиентом, который требует от первого хороших навыков общения и серьезной подготовки. Это значит, что не стоит рассчитывать на успех не подготовившись к звонку.
Холодные звонки – это попытка зародить потребность у незнакомого человека в каком-либо товаре или услуге, и как следствие совершить продажу.
Поэкспериментируйте сами, наберите незнакомый номер и попробуйте продать свой товар, вас конечно же сразу «отошьют» с просьбой не звонить больше. Так формируется ошибочное мнение о том, что холодные звонки, это как искать иголку в стоге сена, но это не так.
В реальной практике помимо работы с физ-лицами большую часть активных продаж занимает коммуникация с организациями различных сфер деятельности. Именно они должны стать вашими надежными постоянными клиентами, именно они ваша цель.
Холодные звонки всегда будут для вас волнительной и неприятной процедурой, пока вы не осознаете, что это мощное оружие, которое никогда не выстрелит в руках лентяя и недалекого человека. Владеть техникой холодного звонка — это привилегия профессионала, истинного продавца. Почему? Да потому, что весь процесс состоит из ловушек и психологического напряжения, как клиента, так и вашего. Вы заставляете слушать вас, вы заставляете отвечать вам, вы заставляете совершать поступки совершенно незнакомого вам человека.
Барьеры холодных звонков
Итак, начнем с такого на первый взгляд банального и препятствия на вашем пути — это секретарь, офис-менеджер предприятия или любой другой человек на другом конце провода, который призван защитить руководителя от «спамных» звонков и всяких «пустых» предложений.
Основные барьеры, которые предстают перед вами на пути к контракту, это барьеры:
- секретари;
- возражения человека, который может согласиться с вами сотрудничать.
Именно секретарь может вас соединить с нужным вам человеком, но он в этом совсем не заинтересован, и ваша задача является — подружиться с ним или обойти его. Не думайте, что обойти данный барьер легко, на call-центрах крупных предприятий работают подготовленные специалисты, которые вам не позволят потревожить руководителя нежданным звонком или визитом. Существуют тренинги для секретарей по защите от продавцов и других нежданных гостей. Почему так получилось, думаю объяснять не надо — нас много, а директор один!
Итак, давайте разберемся. Call-center делит все входящие контакты на своих и чужих, см. схему:
Итак, задача по преодолению первого барьера – это попасть в зеленую зону. Даже если вас переключат на компетентного человека, вас ждет гряда возражений при совершении холодного звонка, например:
- «Спасибо, нам это не надо».
- «Мы уже сотрудничаем».
- «У меня нет времени».
- «Мы не располагаем свободными средствами».
- «Не интересно».
- «Нет на месте человека».
И еще десяток похожих отговорок, которые вам предстоит выслушать, если вы хотите добиться встречи и продать. Как же попасть в зеленую зону и как успешно преодолеть массу возражений? Ответ прост – хорошо подготовиться, так как холодные звонки не любят дилетантов.
Давайте разберемся, как секретарь присваивает статус абонента «свой — чужой». Конечно же, к своим относятся персонал, клиенты и партнеры фирмы, и какие то важные по ее мнению люди. Вот нам как раз и нужно стать на слух важными людьми.
Рецепционист, услышав такого абонента, сразу переключает его по требованию. Но если вы не относитесь к этой группе, то как же пробиться к нужному человеку? Нужна клиентская база, которая была сформирована по определенным критериям:
- название организации;
- ФИО директора руководителя / ЛПР (лицо принимающие решение);
- телефон;
- электронная почта;
- адрес;
А что если у вас нет этих данных, кого вы будете приглашать к телефону? Вы не знаете ни должности, ни ФИО. А вдруг вам нужен совсем другой человек? Рассчитывать на везение и на секретаря-простушку мы не будем, будем готовиться к сложным переговорам, и рассчитывать только на себя.
Подготовка к холодному звонку
Для начала разделим известные вам данные об объекте обзвона на три группы:
- Вы знаете должность и ФИО того, кто вам нужен – самый простой вариант;
- Вы не знаете ФИО того, кто вам нужен, но знаете его должность – вариант средней сложности;
- Вы не знаете ни ФИО, ни должности – самый сложный вариант.
На первом варианте мы останавливаться пока не будем, а вот два остальных варианта разберем подробнее.
Итак, подготовка. К подготовке относится сбор информации о нужном вам человеке. Очень важно узнать ФИО, как правильно в этой компании называется должность, и хорошо бы узнать немного о самом человеке. Как узнать ФИО? Узнать ФИО и должность можно в интернете либо непосредственно спросив у секретаря или у любого из сотрудников. Например, зная должность вы можете применить одну хитрость:
«Добрый день! А не подскажете ФИО вашего директора, нам для договора обслуживания нужно»
или фокус с отчеством:
«Добрый день! А не подскажете отчество вашего директора? А фамилия?, нам для договора обслуживания нужно. Спасибо большое»
или фокус с отделом продаж:
«Здравствуйте. Соедините меня с отделом продаж. Спасибо большое!»
В отделе продаж нет секретаря, там есть продавцы, которые могут помочь вам узнать все, что вам нужно. Это всего лишь подготовка к тому, чтобы завершить главный фокус с уже известным именем.
Как правило, в маленьких компаниях барьер call-center отсутствует, так как там нет строгих правил, регламентов и стандартов. Как правило, роль секретаря там выполняет сотрудник, который не имеет специальных навыков телефонных переговоров, а то и человек, совмещающий несколько должностей сразу. Поэтому прием с именем руководителя может сработать в компаниях любого уровня.
Так что же это за прием с именем? В крупных компаниях очень часто на корпоративных сайтах есть вкладка: «Наша команда», «Наши сотрудники», «О нас» и т.д. Не поленитесь, зайдите на корпоративный сайт, посмотрите ФИО руководителя в данных закладках. Если на корпоративном сайте нет данной информации, наберите предполагаемую должность и название компании в поисковик интернета, всегда что-то найдете. Итак, допустим вы нашли ФИО нужного вам человека, что дальше? Дальше вы совершаете холодные звонки в компанию, попадаете на бывалого секретаря, и говорите:
«Добрый день, соедините меня с Ивановым Михаилом Степановичем, пожалуйста»
Что тут происходит, или зачастую может произойти – здесь в голове у секретаря может сработать переключатель — свой (см. схему выше), главное говорить громко, четко и уверенно. Как может развиваться ваш диалог с секретарем, предсказать очень трудно, но на его ход повлиять можно. Об этом мы поговорим в следующем разделе тренинга.
Забыл сказать, следите за открытиями новых фирм, магазинов, салонов, организаций — это даст вам возможность сделать предложение первым. Если в интернете есть какие-нибудь новости, интервью с личностью, которая вас интересует, прочтите эту информацию, она поможет вам. Конечно данный метод не лишен хитрости, но зато результат может быть выгоден обеим сторонам.
Холодные звонки, работа с возражениями
Никогда не начинайте продавать секретарю. Ему просто не нужно то, что вы ему будете предлагать. Руководители крупных компаний зачастую начинают утро с фразы своему секретарю: «Меня сегодня нет, для рекламщиков и прочей …». Поэтому пытайтесь пробиваться через call-center. Как это сделать? Ну наверняка вы слышали про текстовые скрипты.
К каждому клиенту подход должен быть индивидуальный, но в случае холодных звонков, применение текстовых скриптов, алгоритмов беседы, будет достаточно эффективным. Учитывая всегда низкую конверсию, которую дают холодные звонки – (количество продаж на кол-во звонков), для того чтобы добиться встречи или продать что-либо, вам необходимо будет охватить очень большую клиентскую базу и на это уходит достаточно много времени. А вот заготовки ответов и вопросов будут как раз кстати.
Важно! Избегайте фраз — идентификаторов. Это фразы которые помогают секретарю сразу идентифицировать вас, как своего или чужого. Например такие фразы:
- «Добрый день, девушка».
- «Я из компании … , меня зовут … ».
- «Наша компания предлагает».
- «У нас для вас интересное предложение».
- «А вам удобно сейчас говорить?».
- «Как вас зовут, девушка?».
Вот несколько примеров возражений-барьеров, с которыми вы столкнетесь:
Секретарь: «Руководитель отдела сейчас занят, он не сможет с вами поговорить».
Продавец: «Конечно я понимаю. Подскажите, когда мне лучше перезвонить, чтобы не отвлекать Ивана Ивановича?»
или так:
Продавец: «Добрый день! Меня зовут Алексей, соедините меня с Иваном Ивановичем по вопросу провайдерских услуг».
Секретарь: «Оставьте, пожалуйста, свой номер телефона, я передам Ивану Ивановичу, он сам вам перезвонит».
Продавец: «Спасибо большое, но дело в том, что данное коммерческое предложение распространяется только на VIP клиентов и только сегодня. Мне бы хотелось лично переговорить с Иваном Ивановичем т.к. есть очень важные детали, которые актуальны только сегодня и требуют компетенции руководителя».
или так:
Продавец: «Добрый день! Соедините меня с Иваном Ивановичем по вопросу провайдерских услуг»
Секретарь: «Его, к сожалению, сейчас нет на месте, но вы можете оставить информацию на электронной почте, либо мне»
Продавец: «Спасибо большое, передайте Ивану Ивановичу, что звонили по вопросу информационной безопасности вашего предприятия. Записывайте номер…»
Как вы видите иногда приходится преувеличивать и хитрить, но поверьте если вы не проведете лично переговоры с человеком, принимающим решение, то знайте, что ваше коммерческое предложение в 95% случаев никто и никогда не прочтет и перезванивать вам тоже никто не станет. Только личный разговор может привести вас к договоренности встретиться лично, где вы получите шанс что-либо продать.
Конечно, данные примеры, показаны вам лишь для того, чтобы вы поняли, что представляет из себя барьер №1 – call-center, а вопросов и ответов могут быть сотни и вариантов алгоритмов диалога с секретарем не меньше. Поэтому, существуют целые организации, которые занимаются выявлением и изучением сегмента ваших потенциальных покупателей и составлением скриптов продаж для эффективной работы по расширению клиентской базы. Активно развиваются аутсорсинговые компании, где можно заказать холодные обзвон и просто ждать результатов. Об аутсорсинге, читайте здесь.
Пример некоторых ответов на возражения / барьеры секретаря:
Обратите внимание на то, что хороший сценарий холодного звонка можно составить только подготовившись. Вы должны понимать с кем вам придется общаться – профессиональный уровень компании, должность, область деятельности фирмы, некоторые факты о ней.
Возражения ЛПР. Пример холодного звонка
После того как вы преодолели первый важный барьер — секретаря, вам предстоит не менее серьезная работа – возражения человека, который может повлиять на покупку вашего товара. Когда вас наконец-то соединили с компетентным человеком, вы должны быть готовы аргументированно и ненавязчиво доказать ценность вашего предложения и превосходство над той услугой или товаром, которым уже пользуется фирма. Большинство звонков вы будете делать в фирмы, которые существуют довольно давно и наверняка они уже с кем-то сотрудничают. Например так:
Продавец: «Добрый день! Меня зовут Алексей, компания «…..». Я хотел бы предложить вам посотрудничать с нами относительно провайдерских услуг».
ЛПР: «Спасибо, Алексей но мы уже сотрудничаем с одной фирмой, нас все устраивает».
Продавец: «Это замечательно, но возможно посмотрев сравнительный анализ услуг которыми вы сейчас пользуетесь, вы увидите для себя не только выгоду в качестве, но и в деньгах. Попробуйте нашу услугу в течении месяца бесплатно и вы увидите, что такое качественный сервис».
ЛПР: «Ну не знаю, Алексей, стоит ли что либо менять, нас в общем-то, как я уже говорил, все устраивает..».
Продавец: «Давайте с вами встретимся и я смогу в точности донести прямую выгоду от нашего с вами сотрудничества. Ведь отказываться от выгоды в наше время…? Вам удобно завтра в первой половине дня или лучше во второй?»
ЛПР: «Я, к сожалению, очень ограничен во времени, не знаю даже будет ли минутка».
Продавец: «Поверьте, наша встреча займет у вас совсем немного времени. Вам удобно сегодня в 19:30?»
ЛПР: «Ну хорошо, Алексей, давайте встретимся с вами в 20-10 около ….»
Представьте, насколько будет легче работать, если у вас перед глазами будет продуманная заготовка ответов на сложные возражения. Это так называемые скрипты звонков, которые делают их более быстрыми и эффективными, т.е. конверсия вашего холодного обзвона — повышается.
Советы дельные, можно распечатать перед звонком и звонить по инструкции
Такую бы статью мне почитать раньше… В студенческие годы подрабатывала в аутсорсинговом колл-центре и частенько приходилось сталкиваться с активными продажами. Никто нас этому не обучал, никаких психологических ходов и уловок не объяснял, видимо, потому и продажи зачастую были никакими. А в статье просто всё разжевали и по полочкам разложили. Особенно понравился момент, как «щелкает» что-то в мозге у секретаря))) Ведь так и есть на самом деле.
Весьма актуальная статья, психологические уловки, описанные в ней, очень хорошие и действенные. Клиент, находясь далеко от вас, меньше настроен на сотрудничество, чем при прямом контакте, когда он вас видит и ваш инструмент продаж в данный момент — только ваш голос, интонация и правильно подобранные слова. А как правильно подобрать слова для клиента, заинтересовать и «дожать» клиента, так, навскидку, подобрать бывает непросто. А в статье прямо азбука — распечатай и пользуйся.
Холодные звонки — это симбиоз науки и искусства. Далеко не каждый может овладеть этой техникой, как не каждый может играть на скрипке или писать картины. Но, если у кого-то есть к этому талант — успех обеспечен!