Франчайзинг

Термин «Франчайзинг» на слуху уже достаточно давно, однако не все понимают что он означает. Слово «franchising» происходит от слова франшиза (franchise), что в переводе с английского – привилегия, право участвовать. Соответственно франчайзинг – это процесс передачи прав и привилегий, но каких? Давайте разберемся в данном термине и поймем его значение в бизнесе.

Многие из вас мечтают иметь собственный бизнес. Одни бояться по причине рисков и большой ответственности, а другие уже несколько раз обжигались на этом деле. А представьте на минутку, что если вам не нужно будет придумывать продукт — чем вы будете торговать, не нужно будет продумывать бизнес модель – как все будет работать, не нужно будет боятся сработает ли реклама или нет, вы бы согласились теперь попробовать себя в собственном предприятии? Именно эту возможность и дает вам франчайзинг. Не поленитесь, прочтите немного истории и вы глубже проникните в суть этого вида рыночных отношений.

История появления и развития франчайзинга

Еще в 50-х годах 19 века, Исаак Зингер, придумал систему развития своего бизнеса чужими деньгами. Он не только донес идею до предпринимателей, что продавать известные швейные машинки Зингер выгодно и просто, но и доказал, что объединение усилий по продвижению одного конкретного бренда идет на пользу всем.

Магазины получили право на продажу фирменной продукции Zinger по льготным ценам, за что платили Исааку Зингеру процент от продаж. Так машинки Зингера стали еще популярнее – они продавались везде, доверие к бренду росло, а ритейлеры получали дилерство (право продавать конкретный бренд по фиксированным единым условиям). Кто такие ритейлеры в торговле, читайте здесь.

Компания General Motors повторила успех Зингера. Они раздавали право реализовывать свои автомобили всем продавцам транспортных средств любой категории и тем самым добились роста продаж и известности бренда.

McDonald’s яркий пример франчайзинговой сети, которая развилась благодаря тому, что всего один человек Рэй Крок разглядел, в маленьком ресторанчике быстрого питания, возможность воспользоваться уже налаженной удачной бизнес-моделью, которая работала и нравилась людям. Он получил лицензию на открытие своего ресторана, полностью идентичного тому, что принадлежал братьям Макдоналдам. Успешная модель работала и в других штатах. На сегодняшний день у компании McDonald’s около 33 000 ресторанов по всему миру — это настоящий король франшизы!

Пиком рассвета франчайзинга стала середина 20-го века, когда в США, буквально во всех областях торговли и промышленности – от гостинично-ресторанного бизнеса (HoReCa) до нефтеперерабатывающих компаний , все стремились работать по франшизе. На сегодняшний в мире существует несколько тысяч франчайзинговых предприятий (известных брендов), которые готовы продать вам свою франшизу.

Как устроен франчайзинг?

Модель франчайзинга построена так, что сначала создается модель бизнеса, вокруг конкретного товара или услуги. Она имеет продуманную схему бизнеса, маркетинговую стратегию развития – продумывается все до мелочей. Эта модель получает жизнь в реальном мире – открываются торговые точки, запускается производство и т.д. Если она показывает себя как успешная модель, то ее начинают развивать – вкладывать в нее деньги. Так образуется бренд, торговая марка, сеть, которая уже известна рынку, и не является темной лошадкой.

Чтобы не вкладывать свои деньги в строительство магазинов, закупку товара, сырья, одежды для персонала, а также не иметь затрат связанных с менеджментом этого бизнеса, компания франчайзинг дает возможность вам – частному лицу, инвестору (франчайзи), воспользоваться готовой бизнес-моделью и открыть свое дело под известным брендом.

Какую роль вы займете в этом бизнесе – это ваш выбор. Вы можете запустить по франшизе несколько магазинов и быть главным управляющим этой сети, а можете открыть одну торговую точку и делать все самому. Нет ответа, что лучше, так как это совершенно разная философия жизни – быть руководителем или тянуть на себе абсолютно всю работу. Но сейчас не об этом.

Преимущества франчайзинга

Итак, приобретая франшизу, вы получаете:

  1. Возможность открыть свой бизнес за относительно небольшие деньги – от 5000$.
  2. Готовый бизнес-проект с требованиями к дизайну и расположению помещения.
  3. Рекомендации по отбору и обучению персонала.
  4. Необходимое оборудование и даже мебель.
  5. Готовую маркетинговую стратегию продвижения торговой точки , частично за счет компании предоставившую вам франшизу (право открыть свой бизнес под известным брендом).
  6. Информационно-техническая поддержка. Возможность получить дельную консультацию, совет на старт-апе – это очень важно на стадии запуска своего бизнеса.
  7. Оценку и аналитику рисков в вашем городе, районе.
  8. Самое главное – знания и опыт ведения бизнеса.

Минусы франчайзинга

Несмотря на приятную картинку возможностей, которые дает нам франчайзинг, есть и ложка дегтя:

  • Отсутствие гибкости в принятии стратегических решений. Вы не можете взять и изменить концепцию бизнеса по франшизе. Все нужно согласовывать сверху, что порой занимает немало времени.
  • Обязательства по закупке товара, сырья, аксессуаров, техники, мебели, одежды для персонала только у компании франчайзинга. Безусловно все франшизы разные по строгости и требованиям, однако, за последнее время основную долю закупок франчайзи должен осуществлять на базе своей компании.
  • Слабая франшиза = слабая поддержка. Если компания молодая и еще не достаточно развита, то особо не рассчитывайте на информационную поддержку в вопросах ведения бизнеса.
  • Четкое следование правилам реализации продукции, даже иногда в ущерб эффективности бизнеса.
  • Зависимость от общей привлекательности бренда. Если падает репутация бренда, то страдает вся франчайзинговая сеть.
  • Финансовые и административные риски, лежат полностью на вас. Если бизнес не пойдет — вы потеряете деньги, но все имущество останется вашим.

Что нужно для приобретения франшизы?

Чтобы купить право представлять на рынке известный бренд по франшизе, вы должны:

  • подписать договор о сотрудничестве с указанием обязанностей сторон;
  • один раз заплатить за покупку франшизы – оплата за бренд он же паушальный взнос. Это около 10% от стартовой суммы открытия бизнеса;
  • быть готовыми выплачивать ежемесячные платежи – роялти, в среднем 5% от оборота;
  • частично оплачивать рекламу. Размер выплат по договоренности, в среднем —  от 1 до 5%. Чем больше торговых точек у франшизы, тем меньше рекламный взнос.

В чем разница дилерства и франчайзинга?

Многие путают эти понятия и не спроста. В понятиях – дилерство и франчайзинг, много общего: они являются представителями конкретного бренда, но у дилера нет готовой концепции бизнеса (бизнес-плана) – он должен сам позаботится о том, как будет работать компания и что нужно предпринять, чтобы товар успешно продавался. Фактически все риски по запуску и ведению бизнеса дилер берет на себя. Дилер должен сам разрабатывать рекламную компанию, должен сам подбирать персонал, сам искать информацию.

Но не это главное отличие, а то, что дилер может продавать брендовый товар под своим именем (указывая свое название компании), а работа под франшизой этого не допускает. Примером является обычные супермаркеты. Там множество брендовых товаров, а название супермаркета, шапка на чеке, пакет, куда складывают вам покупки имеет отдельное название магазина, отдельный бренд (АТБ, Таргет, Метро, Ашан и т.д.).

Сегодня, дилеры известных брендов представляют собой симбиоз франчайзинга и дилерства. Они так же имеют всяческую поддержку (реклама, бонусы, обучение персонала) но все же имеют больше свободы в способе ведения бизнеса чем франчайзинг, что не гарантирует 100% успех. Поэтому мнение, что франчайзинг является самым удобным способом для начала своего дела – разделяет большинство бизнесменов и экспертов.

Выводы

Теперь вы понимаете, что открыть свой бизнес можно по разному. Именно поэтому процент запуска успешного бизнеса так низок (около 5%), потому что многие не учитывают важные нюансы и риски на старт-апе. Как не допустить ошибок при открытии своего магазина читайте здесь. Однако на сегодняшний день, франчайзинг стал более рискованным бизнесом, чем был раньше. Теперь вы можете стать жертвой убыточной компании, а не брендового монстра. Следует тщательно проверять продавца франшизы – на сколько он успешен и на сколько его бизнес-модель реальна и прибыльна.

Если у вас был опыт развития бизнеса по франчайзингу, поделитесь им в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *