Чем можно удивить клиента, если сегодня предложение превышает спрос, сервис доступен любого уровня, дефицита нет, любой товар доступен к покупке не выходя из дому? Что еще можно придумать, чтобы обратить внимание покупателя на себя? Ответ прост – предложите ему особый товар, которого нет ни у кого и вы увидите сколько появиться желающих сделать у вас заказ. Сегодня мы поговорим о новом модном в бизнесе слове – кастомизация.
Что такое кастомизация?
В переводе с английского слово кастомизация (customize) обозначает – настраивать, в нашем случает настраивать характеристики и свойства товара под индивидуальные нужды потребителя. Желание владеть особой вещью у нас всех заложено матушкой природой, и с этим ничего не поделаешь и именно из-за этого кастомизация товара или услуги просто обречена на успех.
Самый успешный бизнес строится на слабостях и пороках человека – это проверенный веками факт, и сейчас ничего не меняется. Желание выделится из толпы, показать свой статус, показать принадлежность к особой группе людей заставляет покупателей искать что-то особенное. Именно поэтому появляются магазины эксклюзивной одежды и обуви, автомобили ручной сборки, да и чего там автомобили, ассортимент чехлов на смартфоны, своим обилием моделей, цветов и форм просто поражает.
Однако не всегда тюнинг или вариации исполнения товара можно считать кастомизацией, иногда небольшое изменение в конструкции или дизайне уже по праву можно считать кастомным исполнением.
Примеры кастомизации товара
Кастомизация, как маркетинговая стратегия, проникла во все сферы торговли. Каждая компания может пойти на встречу клиенту и выполнить его заказ с учетом индивидуальных пожеланий. Наглядный пример кастомизации товара можно увидеть на автомобиле Nissan Juke:
Японский производитель автомобилей позаботился о том, чтобы покупатель имел возможность выбрать свой стиль, свой дизайн автомобиля, тем самым выделится из толпы. Выгода такой кастомизации — клиент покупает вместе с машиной имидж. Не далеко ушли и производители обуви и одежды:
А также разработчики программного обеспечения:
Как вы видите, все производители хотят привлечь покупателя именно к своему продукту и прилагают для этого немало усилий. Каждая индивидуализация продукта стоит немалых финансовых затрат, не малых усилии дизайнеров и маркетологов. Однако игра стоит свеч – кастомизация работает!
Как создать кастомный продукт?
Для того чтобы создать интересный товар нужно хорошо знать свою целевую аудиторию (ЦА), кто ее составляет, какие у них интересы, потребности, проблемы, мечты, стиль жизни. Только зная что ценно для вашей ЦА можно создать эффективную кастомизацию товара и чем сложнее продукт, тем больше нужно изучать и анализировать свою ЦА.
Помимо этого, вам понадобится помощь эксперта в определенной товарной нише, помощь человека, который знает о вашем продукте (или продукте, который вы желаете создать) все:
- каким он может быть;
- каким его хотят видеть потенциальные покупатели;
- какие модели уже есть у конкурентов;
- какова статистика продаж по географии;
- предполагаемый жизненный цикл товара;
- его плюсы и минусы.
В малом и среднем бизнесе, возможность сделать индивидуальное предложение клиенту – это неоспоримое конкурентное преимущество. Все уже поняли, что шаблоны, однотипные решения не эффективны, а вот что-то особенное в вашем сервисе или продукте – это магнит, который всегда будет притягивать клиентов. Сам факт возможности выбрать товар под себя, будь то велосипед, диван или джинсы, повышает лояльность клиента к вашей компании.
В кастомизации покупатель ощущает заботу о себе, он осознает, что именно здесь о нем подумали и ему хотят угодить.
Минусы кастомизации
- Как уже упоминалось выше, персонализация товара требует определенных затрат, которые ложатся на себестоимость. Больше вариантов – выше цена!
- Скорость изготовления кастомной (индивидуальной) модели всегда занимает больше времени, чем серийной базовой. Чем сложнее заказ, тем дольше срок его изготовления.
- Чем больше вариантов, тем больше шансов что товар разделится на бестселлер и неликвид. Доказано, что когда выставлена модель товара в 6 цветах, 1-2 цвета вообще покупать не будут, а 4 сделают свое дело – привлекут клиентов и увеличат продажи.
- Большой выбор заставляет покупателя больше думать, дольше принимать решение о покупке, соответственно продавцу сложнее работать с клиентом.
Выводы
Несмотря на минусы, в процессе кастомизации больше плюсов, так как все, что привлекает покупателей, заставляет их интересоваться нашим товаром, является положительным моментом в продажах. Когда продавец или компания производитель думает о своих покупателях, это безусловно отражается на имидже бренда и соответственно на уровне продаж. Если у вас есть возможность кастомизировать свой продукт, приступайте к этому немедленно, не ждите когда это сделают ваши конкуренты первыми.