В практике продаж бывают случаи, когда мы вынуждены отказывать клиентам. Причины могут быть различными, но суть вопроса в том, как правильно это сделать, чтобы не обидеть и не разозлить человека? Как бы ни банально звучала данная проблема, отказывать тоже надо уметь — это достаточно не просто, так как мы имеем дело с негативными эмоциями клиента, а работать с негативом под силу только подготовленным специалистам.
Причины отказа клиенту
Давайте пробежимся по причинам отказа, чтобы глубже понять психологию процесса. Отказ может быть связан как с возможностями компании, так и с требованиями клиента.
Со стороны компании отказы клиенту в покупке или оказании услуг, могут быть связаны с тем что:
- Компания не уверена в том, что сможет удовлетворить клиента в качестве выполнения работ или в качестве товара. Беспокоясь о своей репутации, компании придется отказать.
- В ходе выполнения заказа, возникли трудности и сделку необходимо аннулировать. Здесь необходимо правильно отказать клиенту и возможно даже компенсировать его потерянное время.
- Компания не желает брать сложные заказы, так как можно зарабатывать на простых продажах. В погоне за прибылью, некоторые фирмы перебирают заказами, выбирая сверх доходные заказы. Им проще вежливо отказать, чем взять такой заказ.
- Клиент не соответствует требованиям компании. (Так например компания Ferrari неоднократно отказывает желающим приобрести супер-кар по причине несоответствия статуса покупателя. Владелец итальянской машины должен иметь определенную известность и финансовый статус в мировом масштабе, чтобы владеть этим автомобилем. Или пример с элитными ночными клубами: «Вход только по клубным картам!», которые нельзя купить. Это своего рода завуалированный фейс-контроль, который отсеивает нежелательных (простых, не статусных) посетителей.
- После продажная поддержка невозможна по причине нарушения условий договора.
- Отказать клиенту можно также по причине невозможности удовлетворить его потребность в товаре, услуге или цене.
Холодно произнести слово «Нет» можно всегда, но такое отношение к клиентам имеет зеркальную обратную связь. Бесцеремонно отказав покупателю, вы убиваете дальнейшую связь с вашей компанией, так как всего один негативный опыт может на долгие годы сформировать мнение о вашей компании. Отказывать нужно вежливо и в мягкой форме, по всем принципам клиентоориентированности.
Как правильно сказать «Нет» клиенту?
Вы не обязаны делать абсолютно все, что требует клиент, но вы должны позаботиться о форме донесения этого «нет». Просто постарайтесь понять состояние и эмоции клиента, и вам будет легче увидеть в голове решение вопроса. Мы не будем рассматривать варианты отговорок перед клиентом, но рассмотри технику, которая поможет правильно отказать ему.
После того, как вы выслушали клиента и поняли, что не можете удовлетворить его потребность, вы должны любезно разъяснить ему ситуацию, которая объясняет причину отказа. Приведя аргументы и примеры неудач, можно заставить его услышать вас и принять отказ. Например:
- «Мы могли бы принять заказ в производство, но стоимость данного товара вырастит в 2 или 3 раза. Вы хотите это?»
- «Мы не делаем диагностику электромобилям, потому что для этого необходимо специальное оборудование, которого у нас нет! Не имея этого оборудования можно только навредить вашей машине»
- «Ваш заказ задерживается на 2 месяца в связи с отсутствием комплектующих на складе производителя. Мы сообщаем вам заранее и хотим предложить вам другие варианты. Чтобы вы не потеряли время зря мы решили сообщить вам сразу, как только возникла проблема»
Техника состоит из аргументов и решения. «Мы не можем так как …. , но вы попробуйте обратиться к …., поискать, посмотреть, позвонить в …. ». Отказать клиенту без объяснений можно, но это лишь усилит его возмущение. Необходимо объяснить почему нет, если надо привести пример, что из этого получиться и предложить решение. Так вы проявляете заботу о клиенте и располагаете его к себе, а отказ звучит вежливо.
Вывод
Никогда не будьте категоричны отказывая клиенту, потому что это может быть воспринято как принципиальная позиция — не помогать. Слово «нет» — несет за собой разочарование и вопросы «почему нет?» Правильно отказать значит — не произносить «нет», а вежливо донести ситуацию, которая объяснит клиенту причины отказа, эффект при этом совершенно разный.
В как вы говорите «Нет» своим клиентам? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Конечно, поскольку если грубить клиенту или быть категоричным, это его только больше разозлит, что принесет в вашу компанию жалобы и недовольные отзывы для других покупателей. И на счет варианта, что это удвоит или утроит цену, я бы поспорил, поскольку есть очень настырные люди и деньги им не важны. Ну а для обычной целевой аудитории подойдет, конечно. Много чего полезного узнал в статье)
Я пять лет работала в продажах и достаточно часто приходилось отвечать клиенту отказом из-за тех или иных причин: нет интернета, нет товара, нет средств для оплаты счета (пополнение счета) и так далее. В таких случаях, как и описано в статье, я предлагала или альтернативный вариант, или сумма выростала в два или три раза, то есть, чтобы клиент был вынужден отказаться.