Как выбрать менеджера по продажам

Любой работодатель, который заинтересован в развитии своего бизнеса, мечтает о том, чтобы в его магазине, салоне, торговом зале с клиентами работали исключительно профессионалы своего дела. Найти хорошего продавца большая проблема, особенно если вы действительно ищите профессионала, а не просто удобного или симпатичного вам человека. Как выбрать хорошего продавца, который будет представлять собой совокупность необходимых личных и профессиональных качеств в нужной пропорции?

Критерии выбора продавца

Многими HR специалистами доказано, что человек обладающий достаточными знаниями в области продаж и работы с клиентами, может быть неэффективен из-за отсутствия личных качеств, которые заставляют работать эти знания на практике. Знания без навыков применения — это как двигатель без топлива, где в роли топлива выступают необходимые качества личности.

На собеседовании, человек может продемонстрировать абсолютную осведомленность в вопросах продаж, но через пару месяцев вы можете столкнуться с нулевыми результатами его работы. Методика отбора приведенная ниже, подскажет вам как выбрать продавца не только по его знаниям но и по его качествам личности.

Для того чтобы выбрать хорошего продавца, вам нужно определиться — хороший продавец, какой он в вашем понимании? Какой тип продавца вам нужен? Что именно в разрезе вашей компании будет ценно в человеке? Специфика вашего бизнеса сама подскажет вам, что более важно или более ценно для вас. Например, короткие продажи и большой поток клиентов, предполагает высокую активность процесса обслуживания, отсюда на первое место должны выдвигаться такие качества личности кандидата как: энергичность, усидчивость, выносливость.

Для сложных продаж и дорогих товаров, необходимо обратить внимание на наличие у претендента следующих качеств — уверенность в себе, тактичность, гибкость мышления, коммуникабельность, экспертность. Для сервисных центров и отделов рекламаций, подойдет человек с такими качествами: стрессоустойчивость, бесконфликтность, чуткость. Суть в том, чтобы определить, какой костяк вам нужен — это сильно поможет при выборе продавца.

Как выбрать продавца с помощью ролевой игры?

ролевые игры на собеседованииСуществует несколько способов выявить то или иное качество у человека, например: интервью, анкетирование, беседы, тестирование. Но самым лучшим способом для анализа возможностей продавца, является ролевая игра «Покупатель — продавец».

Простой вопрос к кандидату: «Как вы поведете себя в той или иной ситуации?» конечно, многое раскроет, но все-таки оставит шанс продавцу подстроиться под ситуацию и схитрить, озвучить ровно то, что от него хотят слышать в данный момент. С ролевой игрой не все так просто — сценарий не известен, актер незнаком, результат — непредсказуем. Именно ролевая игра поможет вам рассмотреть человека изнутри и сделать соответствующие выводы.

Если вы сомневаетесь, что сможете объективно оценить кандидата, попросите помощи, того кто сможет четко рассмотреть и проанализировать психологический портрет соискателя. Соответственно актер (покупатель) должен тоже быть убедителен и органичен.

Сценарий ролевой игры, должен содержать трудные этапы продаж: работа с замкнутым клиентом, выявление потребностей, презентация, и конечно же проверка реакции человека на нестандартные ситуации — реакция на стресс. Этого будет вполне достаточно, чтобы сделать выводы относительно соответствия кандидата должности.

Личные качества хорошего продавца

Не смотря на сферу продаж, все успешные продавцы имеют некие сходства. Если понаблюдать за работой лучших, можно заметить в них много общего. Например все они обладают единым набором личных качеств: они уверенные в себе, позитивны, общительны, компетентны в профессиональных вопросах, всегда открыты для чего-то нового и у каждого есть главное — мотивация работать с осознанием своей полезности. Пожалуй, этот набор качеств, можно назвать базовым и необходимым для профессии продавца.

Хороший менеджер по продажам

Как рассмотреть эти качества и выбрать продавца правильно? Используйте метод внешнего наблюдателя, послушайте со стороны, как человек общается с другим человеком, насколько он располагает к себе, каковы первичные чувства от общения с кандидатом? Нет ли у него ноток агрессии, раздражения, предвзятости, глубокой усталости? Оцените умение слушать и вести беседу, выходить из нестандартных ситуаций и сглаживать конфликты.

Участвуя самолично у вас не получиться воспринимать происходящие в чистом виде, а вот наблюдая за работой продавца со стороны можно многое увидеть. Очень часто манера общения на собеседовании совпадает с манерой общения с клиентами, присмотритесь к этому факту. Этот единый набор качеств, просто необходим каждому продавцу, уделите этому внимание при выборе продавца.

Звездные продавцы

Звездные продавцы

Вы наверняка слышали о «звездных продавцах» — это продавцы от Бога, у которых все получается, к ним клиенты липнут сами, и с выполнением плана у них все всегда в порядке. Их способность быстро наладить доверительные отношения с клиентом любого типа, потрясают, однако есть нюансы.

Если вы решили нанять на работу такого продавца, вы можете быть не готовы к дополнительным качествам личности, которые идут в придачу к «супер-способностям». Зачастую — это излишняя самостоятельность, эгоизм, завышенная самооценка, неуправляемость. Данные качества развиваются параллельно с чувством успеха и личностного роста. Чем успешнее себя будет чувствовать продавец, тем более независимо он будет вести себя от системы. Если вы готовы примериться с капризами «звезды» тогда почему бы и нет?

Возраст и пол продавца

Хочу обратить внимание на возрастной критерий. Об этом написано немало. Есть мнение что возраст влияет на работоспособность, поэтому для активной работы, где требуется полная выкладка, люди в возрасте не совсем подходят.

Важен не возраст, а жизненная энергия и мотивация.

Даже если продавцу за 50 — это далеко не значит, что его работа будет менее эффективна нежели у 25 летнего. Если человек энергичен, держит себя в форме, и имеет здравые цели в жизни, он на все 100% подойдет, главное уметь это увидеть.

Как выбрать продавца нужного пола и возраста?

Существуют товары, которые все таки лучше всего воспринимается покупателем от человека параллельной возрастной категории. Соответственно есть группы товаров, где внимание желательно уделить и половому признаку, при выборе продавца. Например, продавать молодежную или детскую одежду легче будет девушке до 30 лет, так как способ мышления у близких по возрасту поколений часто совпадает. А вот рыбаловно-охотничьи товары, спецтехнику, запчасти лучше доверить продавцу мужского пола.

Если не брать во внимание крайности: продажа косметики, нижнего белья, женской одежды и других очевидно женских товаров, и наоборот мужских, то могу смело заявить, что работать продавцом может абсолютно любой человек но обязательно с нужным набором личностных качеств, при этом абсолютно не важен ни пол, ни возраст.

Резюме

То что освещено в данной статье не является четкими правилами и аксиомами — это всего лишь рекомендации, которые ответят вам на вопрос: «как выбрать хорошего продавца?» Но все же задумайтесь, с кем вашим клиентам будет более комфортно общаться и находиться рядом?

Надеюсь, теперь вы с легкостью сумеете подобрать продавца с поправкой на ваши потребности. Не надо забывать про то, что в любой компании, хорошего продавца можно вырастить самим, важно чтобы человек обладал набором базовых качеств продавца и желанием работать и развиваться профессионально.

А как вы выбираете менеджеров по продажам? Поделитесь своими секретами в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *