Как театр начинается с вешалки, так и любой бизнес — с грамотно составленного плана. В его основу входит не только расчет величин: рентабельности, периода и точки окупаемости, индекса прибыльности, но и детальное сегментирование рынка, оценка рисков, а также разработка маркетинговой стратегии. Именно об этих трех составляющих и пойдет речь далее.
Сегментирование рынка
Для начала следует ответить на вопрос: какой тип рынка подходит для вашего бизнеса? Это может быть инновационный, растущий, зрелый или стогнирующий (на спаде) вид.
Далее необходимо разделить его на сегменты по неким общим характеристикам. При этом важно следить, чтобы каждый из них был:
-
- однородным (приоритеты, привычки, покупательская способность);
- отражающим определенные потребности клиентов;
- интересным для бизнеса с практической точки зрения;
- достижимым.Анализируя потребительский рынок, обычно ориентируются на следующие признаки:
- демографические (возраст, пол, национальность, семейное положение);
- географические;
- социальные (профессия, доход);
- культурные (стиль жизни, образование);
- личностные (хобби, отношение к рекламе и прочие).
Производственный рынок, в свою очередь, сегментируют, выделяя:
-
- тип предприятия (услуги, розница, опт);
- размеры минимальной партии поставок;
- цикличность деловой активности;
- организационно-правовую форму;
- мотивы принятия решений. Относительно каждого сегмента важно провести SWOT-анализ, который позволит выделить сильные и слабые стороны, угрозы, возможности, а также определить, соответствует ли он целям фирмы, предугадать динамику спроса.
Оценка рисков
В ходе реализации любого проекта так или иначе могут возникнуть условия, которые впоследствии приведут к негативным результатам. Недостаток внимания к ним может губительно сказаться на бизнесе и привести к провалу всего проекта.
Существует 4 основных типа рисков:
-
- Производственные.
- Коммерческие.
- Финансовые.
- Форс-мажорные.
Для качественной оценки каждого из них применяют определение максимального уровня стабильности проекта. Очень эффективным показывает себя такой способ оценивания, при котором эксперты не могут обсуждать свои предположения, а при высказывании мнений соблюдается анонимность.
Разработка маркетинговой стратегии
Основная цель маркетинга — убедить покупателя приобрести предлагаемый продукт. Как убедить покупателя? В зависимости от охвата рынка он может быть массовым, концентрированным(целевым) и дифференцированным (нацеленным на захват большой части рынка в целом). В любом случае, очень важно заранее продумать долгосрочную генеральную программу действий для приведения всех планов в жизнь и достижения желаемых объемов продаж.
Пять главных принципов маркетинга, на которые должна ориентироваться хорошая стратегия:
-
- Абсолютное удовлетворение потребностей целевой аудитории и соответствие необходимым стандартам.
- Возможности компании должны зависят от производственных мощностей, ситуации на рынке.
- Наличие товаров на рынке в нужный момент.
- Регулярное обновление рекламируемой продукции.
- Единство стратегических и тактических решений.
Вывод
Мгновенная реакция на изменения ранка и план маркетинга в бизнес-планировании занимает одно из самых первостепенных по важности мест, так как способен минимизировать неопределенность, избавить отчасти рисков и направить экономический потенциал в наиболее выгодное русло.
Отличная статья, спасибо!