Из общего сегмента покупателей ваших товаров или услуг, 15% — покупателей относятся к классу проблемных. В данной, очень занятной статье, мы разберемся кто же такие эти — постоянно недовольные, наполненные негативом клиенты, которые постоянно жалуются, пишут негативные отзывы, и сами заносят себя в список нежелательных для любой компании. Про таких даже говорят: «Лучше не продать — чем продать. Себе дороже выйдет!»
Недовольный клиент – состояние или стиль жизни?
Те, кто в продажах давно, скажут с уверенностью, что существует такой тип клиентов, которые находятся в постоянном недовольстве. Они недовольны не только работой персонала, но и качеством товара, собой и жизнью в целом. Безусловно, любого человека, можно довести до состояния недовольства и агрессии, в работе с людьми – это бывает, но речь идет о клиентах, которые заводятся с пол-оборота, сразу пишут жалобы, негативные отзывы из-за причин, которые явно не заслуживают подобного решения.
Негативизм, который пропитывает их насквозь, слышен в том, что они говорят, как они говорят, и соответственно отражается на их поведении. Это действительно их формат жизни, в котором им удобно находится. Данных клиентов объединяют схожие особенности:
- излишняя критичность;
- нежелание идти на компромиссы;
- обидчивость;
- агрессивность;
- нестандартные выводы после общения с продавцом;
- часто провоцируют на негативную ответную реакцию;
- закомплексованы.
Если переход на негатив вызван какой-нибудь текущей ситуацией – он решается стандартными методами:
- активное слушание;
- гашение конфликта;
- решение проблемы,
то в нашем случае этим не отделаться.
Как общаться с клиентами-негативистами?
Когда клиент выражает подобные проявления, знайте перед вам уже реальная проблема. Первая ошибка всех продавцов – это встречать таких клиентов с поставленной улыбкой – в привычном формате. Это не только не помогает в данном случае, но и усугубляет ситуацию. Восприятие клиента обострено и на фальшивую улыбку может последовать моментальная реакция, например:
«Вас что-то рассмешило?» или «Вы смеетесь с меня?»
или
«Давайте будем улыбаться потом»
Это первый сигнал принадлежности клиента к рассматриваемому типу. Далее. Если вы начнете отрабатывать стандартные этапы продаж, будьте готовы что, вас резко перебьют и внесут свои правила игры:
Клиент: «Значит, послушайте меня! Давайте я буду говорить, а вы послушайте!»
Или «Какая разница, что меня интересует! Я могу осмотреться?»
Это очередное проявление клиента – негативиста. Так что же делать, как себя вести с таким клиентом? Все просто – отпустите ситуацию и не пытайтесь взять инициативу в свои руки – это бесполезно. Ваша задача – вести себя нейтрально, без эмоций и экспрессии. Клиент спрашивает – вы отвечаете. Не допускайте споров, долгих обсуждений, открытых вопросов – это усугубит ситуацию. Клиент может воспринять это, как попытку управлять им. Просто примите факт – поступки и состояние такого клиента вне вашей власти. Вы не сможете его расположить к себе, развеселить его, повлиять на его решение, так как у всех негативистов синдром тотального недоверия.
Если вы вовремя распознали такого клиента, вы увидите, что поведение клиента измениться в лучшую сторону, он станет менее напряженным и более покладистым. Это из-за того, что вы приняли его правила игры и больше не представляете собой психологический барьер.
Важный совет! Если речь идет о сложных (долгих) продажах — фиксируйте информацию, которая носит финансовый характер, точную цифровую информацию или сроки, на бумаге. Такие клиенты очень часто забывают цифры, поэтому нужно иметь доказательство на бумаге для урегулирования споров и конструктивной работы.
Не беспокойтесь о том, что в данной статье мы идем в разрез всем привычным принципам продаж. Работа с клиентами негативистами — психологически сложная и не всем под силу, однако такие клиенты будут всегда и вам нужно быть готовыми принять их без стресса.
Сложно уйти от устоявшихся «шаблонов поведения» и, например, перестать встречать покупателя или клиента улыбкой. Это же основа основ! Я где-то читала о модели ВУЗУ, в которую входит четыре компонента — Внимание, Уважение, Забота, Улыбка. То есть без нее никуда. Но с «вечно недовольными» действительно лучше не улыбаться. Они улыбку «в штыки» принимают.
По моему мнению в России намного больший процент недовольных покупателей, чем 15%. Все это связано с довольно непростыми условиями для жизни человека, высоким уровнем бедности. Некоторые да же приходят специально для того, что бы «выпустить пар» и их уже ничем не остановишь, ни улыбкой, ни вежливостью. Бывает что ответная «атакующая реакция» на негатив со стороны покупателя дает свои плоды и человек ретируется, но предугадать заранее реакцию невозможно.