Трудовые будни кажутся многим из нас длинными и тяжелыми. Но когда они омрачаются неадекватными коллегами, то и сама работа становится в тягость. Что можно сделать, чтобы упросить себе жизнь и сделать пребывание в офисе чуточку лучше?
Шеф — истерик и энергетический вампир? Начальница отдела — трудоголик со стажем, вдобавок — великий критик? А коллега, соседка по работе — неумолкающая «трещотка»? Действительно, в подобных трудовых реалиях находится большинство людей. Трудно настроить себя на работу, когда коллеги вокруг словно сговорились, чтобы свести вас с ума. Если вам знакома подобная картина, то вы наверняка считаете, что коллектив состоит из исключительно трудных личностей, от которых страдает ваша трудовая эффективность. Но верна ли такая позиция?
Не вешайте ярлыки на коллег
Итак, вы присвоили своим коллегам одно из следующих значений: «Ненормальные», «Психованные», «Неадекватные», «Сумасшедшие», «Несдержанные», «Трудные» и т. п. И всё бы было нормально, но именно подобные ярлыки делают вашу жизнь и работу малоэффективными.
Вместо того чтобы отпустить ситуацию и изменить отношение к ней, вы в сердцах восклицаете: «Мне так не повезло с коллективом!», «Мой шеф — настоящий изверг!», «Мои коллеги — самые жуткие из всех!», «Я самый адекватный, а потому и самый ценный сотрудник в компании!». Но, выплескивая на коллег эмоции, вы не перестаёте думать о них даже вне работы, что уж говорить о времени, проведённом на самом рабочем месте! Это есть одной из причин по которым продавцы не хотят продавать. Является ли такой подход эффективным с трудовой точки зрения?
Повесив коллеге тот или иной ярлык, вы считаете, что знаете об этом человеке всё, до мельчайших деталей. Шеф — истерик, энергетический вампир, постоянно сует нос в дела, которые его не касаются, любит контролировать всех и вся и т. д. Попробуйте предположить, что определенное поведение человека есть результат его жизненного опыта. У параноиков, к примеру, могли произойти такие несчастья в жизни, о которых другим лучше и не знать. Человек справляется с этим так, как может, и последнее, что вы можете сделать — это повесить на него ярлык с надписью «ненормальный».
На работе не принято говорить на личные, интимные темы. Коллеги стараются поддерживать трудовую, рабочую атмосферу профессиональных отношений, лишь изредка выходя за границы дозволенного (но, конечно, случаи бывают разные). Поэтому, опираясь на данную логику, можно прийти к следующему рациональному выводу: «Мой коллега никогда не рассказывал о своем детстве. Возможно, у него произошло какое-то несчастье, которое до сих пор отражается в его характере. Я не имею права его осуждать»
Посмотрите на себя со стороны
У каждого бывали случаи, когда просто «Всё достало, допекло, надоело». В такие дни сорваться на ближнего своего — обычное дело, на которое не обращаешь сперва внимание. Можно случайно выплеснуть злость на коллегу, который просто неудачно «попался под руку». Резкое слово, сказанная в сердцах фраза — и вот, вы в его глазах превращаетесь в тирана, неадеквата, истерика. Но ведь это не настоящая картина вас, не так ли? Это всего лишь вы, обременённый определёнными обстоятельствами, с которыми пока не в силах справиться.
Поймите, что точно в такой же ситуации может находиться и ваш коллега, который случайно сорвался на вас. Вовсе не значит, что подобное поведение характеризует его как неадекватного человека. Скорее всего, у него просто неудачный день, сорванный заказ или проблемы в семье. Все мы люди, и у каждого бывают «черные» дни.
Проведите границы дозволенного
Способность сказать «нет» и не бояться ответной реакции в виде обиды — умение, которое стоит приобрести каждому человеку. Когда вы говорите другому человеку «нет», будь то коллега, мать или партнер, вы буквально проводите между вами границы: об этом ещё можно говорить, а эти темы — под запретом.
Иными словами, если коллега «трещит», не умолкая, не бойтесь нагрубить — на самом деле, вы всего лишь проводите границы, защищаете свою возможность работать эффективно и без нервов. Скажите:
«Я рад, что вы доверяете мне и рассказываете подробности из своей жизни. Но я прихожу на работу, чтобы работать. Однако пока что всё, что я делаю — это слушаю вас. Боюсь, что моя эффективность значительно упадёт, а для меня карьерный рост очень важен. Позвольте мне поработать, а пообщаться на личные темы мы успеем в обеденный перерыв».
Взрослый человек обязательно поймёт такую вежливую просьбу и прекратит свои нападки.
К сожалению, бывают ситуации, когда коллега буквально не понимает намёков и даже прямых текстов. В этом случае единственное, что поможет — обращение к вышестоящему начальству. Но обращаться к подобному способу следует только в действительно крайних случаях, когда альтернативы нет. Иначе вы рискуете испортить отношения не только с этим коллегой, но и со всем коллективом («стукач»).
Заключение
Главный же совет прост: будьте настроены доброжелательно. Поймите, что у каждого человека — своя история, и, скорее всего, в действительности никто не хочет нарочно обидеть вас. Метод конструктивного общения — сильнейший из известных психологии, используйте его в полной мере!
А как у вас обстановка в коллективе? Поделитесь своими мыслями в комментариях!
Бывает, что такой черезчур общительный коллега, потом становится настоящим другом, который и от начальства прикроет и денег одолжит, при необходимости. Так что, верно в статье замечено, что не стоит наделять людей клише и шампами. А бывает наоборот, черезчур молчаливый коллега на деле оказывается натуральным стопроцентным стукачём и … Ну вы сами поняли, что я имею ввиду.
Все мы разные и у всех свои причуды. Очень часто на работе приходится подстраиваться под коллег, главное найти правильный подход. Например, была у меня главный бухгалтер, страдающая забывчивостью, так я её просила поставить на документах свою визу, если она их одобряла, чтобы она потом не говорила, что я не подходила и не спрашивала. Но самое главное, что я уяснила за долгие годы работы — лучше всего меньше разговаривать на личные темы, обсуждать кого-то, иначе это тебе же может вылиться боком, потому что стукачи есть в любом коллективе.