В данной статье мы рассмотрим минусы современного тренда подготовки продавцов — работу по шаблону, скриптам и речевым заготовкам, работу продавца по стандартам. Стандарты и скрипты продаж дают шанс реализовать себя в продажах тем людям которые в принципе не предназначены для этой работы. Задумайтесь, если человек рождён с косноязычием, тяжелым характером и не очень притягательной внешностью ему будет намного тяжелее работать с людьми чем прирожденному коммуникатору.
В телефонных продажах, стандарты и речевые модули исправили эту ситуацию. Каждый кто уловил технику работы со скриптами может стать гуру в продажах. И даже в контактных продажах, если продавец знает как и что говорить он будет успешным. Однако интуитивное ощущение состояния клиента, автоматическая реакция на возражения клиента, врождённые коммуникативные навыки доминируют над имитацией этих качеств с помощью скриптов и стандартов продаж.
Почему скрипты продаж набирают популярность?
Почему же тогда популярность шаблонизации работы продавца растёт? Дело в том, что продавцов от Бога намного меньше, чем требуется на рынке труда, а работать нужно и роботы очень много. Здесь приходят на помощь заготовки поведения, на ту или иную ситуацию и заготовки фраз, на то или иное высказывание клиента — так называемые стандарты работы с клиентом.
Выучив их, человек, абсолютно не вникая в психологию и технику продаж, может работать с клиентом по прописанному алгоритму. Он может отвечать на входящие звонки, совершать исходящие звонки, работать с клиентом в торговом зале исключительно по заготовкам прописанным в книге продаж. Получается что «продажники от природы» уже и не так ценны?
Это не так! Дело в том, что работа с людьми не предсказуема и тяжела. Каким бы идеальным не был бы скрипит, регулярно будут возникать ситуации выходящие за рамки прописанного алгоритма. Что тогда происходит? В таком случае, продавец просто бежит с перепуганными глазами к руководителю, чтобы тот разобрался в нестандартной ситуации. Такие случаи не заказывают, они будут всегда и с разной периодичностью, они не только портят имидж но и отнимают уйму времени у руководителя.
Ещё одной причиной популярности шаблонных продаж является дороговизна качественного обучения продавцов. Хороший тренинг по работе с возражениями, технике презентации, ораторскому искусству, конфликтным ситуациям стоит дорого, куда проще заставить персонал произносить заготовки фраз — так сказать: «Работаем по стандартам и скриптам, ребята!». С тренингами по продукту тоже самое: «Захотят продать — сами разберутся!». Как выбрать тренинг по продажам правильно, читайте здесь.
Именно поэтому для того, чтобы купить: телевизор, телефон, автомобиль и т.д. нужно посидеть в интернете не один вечер, разбираясь в тонкостях продукта. Продавец скорее всего не ответит и на половину вопросов которых нет на рекламном проспекте или официальном сайте, так откуда же взяться экспертности? Как часто вы сталкивались с ситуацией когда вы знали больше чем продавец консультант? Было, ведь так? О влиянии экспертных знаний на уровень продаж, читайте здесь.
Плюсы и минусы скриптов продаж
Итак, мы рассмотрели плюсы и минусы шаблонных продаж. Резюмируем.
Основными плюсами является:
- Продавать по скриптам может абсолютно каждый;
- Единый стиль обслуживания клиентов;
- Легко контролировать работу продавца.
К минусам можно отнести:
- Работает только под четким управлением руководителя;
- Низкий профессиональный уровень персонала;
- Нет прямой эмоциональной связи с клиентом, работа без эмоций;
- В приоритете у продавца выполнение скрипта, а не продажа.
Вывод
Из этого можно сделать вывод, шаблонные продажи по скрипту, можно внедрять только при распределительной системе — минимум этапов покупки (шот-продажи), заправки, фаст фуд, группа товаров FCMG, в остальных случаях нужен полный контакт с клиентом, интеллект, импровизация, минимальные знание психологии общения.
Не забываем оставлять свои комментарии если у вас есть опыт работы со скриптами продаж, нам важно, что вы об этом думаете!
Скрипты продаж — это конечно хорошо, но клиенты бывают ведь разные. Что если попадётся какой — нибудь неадекват? И как придерживаться единого стандарта на абсолютно разных людях?
Абсолютно верно, Павел. Работа с клиентом — это импровизация и психология. Однако, это не мешает внедрять скрипты продаж сплошь и рядом. Даешь речевую заготовку студенту после вуза, без опыта в сфере продаж, и как-то пойдет работа сама собой. Зачем вкладывать в обучение, дорогостоящие тренинги — достаточно шаблонной модели, а клиентоориентированность заполним конфетами и кофе на ресепшене:) Именно поэтому клиентский сервис в странах СНГ топчется на месте, а восхваление качества обслуживания там — за границей, не перестает удивлять нас!
Начинал свой путь продажника с колл-центра. Там работали сугубо по скриптам без возможности импровизации. На мой взгляд данная методика проигрышный вариант. Каждая беседа индивидуальна, как и сам собеседник, подход к человеку нужно искать по ходу действия. Скрипты же не могут предусмотреть все возможные варианты развития событий. Возможно они работают, но лишь на конкретную целевую аудиторию в духе бабушек.
Благодарим за отзыв, Иван! Сегодня скрипты удерживаются лишь там, где большой поток клиентов с однотипными потребностями. Иначе там не получиться, можно «запариться» и что-то забыть сказать или спросить. Про бабушек, вы правы 🙂